Вместе с мамой

Как проходят занятия в группе «Вместе с мамой»

Самое главное – это контакт мамы и малыша, его качество особенно важно в этом периоде. Понять особенности возраста, потребности развития помогает опытный педагог – психолог, сопровождающий маму на протяжении всего занятия. 

Подрастая, ребенок приобретает всю большую самостоятельность и как только начинает ползать – может сам свободно исследовать среду. Дать ребенку свободу – очень важная составляющая Монтессори подхода.

Каждое занятие построено следующим образом:

Со звоном колокольчика все садятся в круг. Круг – это особая форма работы в методе Монтессори. Он включает в себя: 

Приветствие

Передавая по кругу мячик, ребенок (или пока мама) говорит свое имя, и все с ним здороваются).  Этот момент очень важен для социальной адаптации ребенка (знакомство с правилами, умение делиться с другими, формирование навыков поведения и т.д.); для продуктивного проживания важных периодов психологического развития ребенка этого возраста (осознание себя как отдельного, цельного). Таким же образом дети прощаются в конце занятия.

Пальчиковые игры

Благодаря пальчиковым упражнениям достигается хорошее развитие мелкой моторики у ребенка, которая подготавливает ручку к рисованию и письму. Ребенок с хорошим уровнем развития мелкой моторики проще осваивает речь (центр тактильных ощущений располагается рядом с речевым центром в головном мозге человека), умеет управлять своими движениями и концентрировать внимание. Регулярные упражнения с пальчиками способствуют развитию мышления, внимания и памяти малыша.

Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают умение слушать, ребенок учится понимать смысл услышанного, улавливать ритм и темп речи. Ну и конечно, это еще одна возможность телесного контакта с мамой, что очень важно для эмоционального развития малыша. Мама младенца сама может делать пальчиковую гимнастику на ручках ребенка, включаться во все действия, предлагаемые педагогом, держа малыша на руках.  

Свободная работа с Монтессори-материалами в среде.

Для грудничков выделена специальная зона, оборудованная специальными материалами. В этом возрасте мама в среде Монтессори должна быть более активна. Она использует материал, отвечающий потребностям и задачам развития младенца.  К примеру, разнофактурные специальные рукавички… Ими она делает массаж, способствуя развитию тактильных ощущений малыша. Или, к примеру, для формирования кулачного захвата, последовательно дает в ручки ребенка специальные материалы, способствующие развитию этого навыка.  Для развития зрительного внимания и остроты зрения мама может показывать специальные таблицы малышу, внимательно наблюдая за его концентрацией. В среде для младенцев много материалов, способствующих развитию двигательной активности, ведь в это время малыш особенно активно овладевает своим телом… Модули, разнофактурные материалы, различные материалы для развития слуха, зрения, осязания, тактильных ощущений – то, чем наполнена среда для младенцев.

Роль Монтессори-педагога

Помня о том, какие задачи по развитию личности ставит перед собой Монтессори-система (развитие инициативности, самостоятельности, уверенности, умение делать выбор и нести за него ответственность и др.), понятно, почему в группах - «нулёвочках» должны работать специалисты в области психологии детства.

Именно знания особенностей психоэмоционального развития ребёнка, основных этапов формирования его личности, владение практическими навыками коррекции детского поведения, детско-родительских отношений в полной мере позволяет реализовать задачи Монтессори-системы.