Детский сад

В возрасте 3-6 лет ребенок, согласно образу Марии Монтессори, является Строителем самого себя.

Это очень важный период. Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии - речевого, сенсорного, социального, двигательного, формирование элементов математических представлений. К примеру, в это время при благоприятных условиях развитие органов чувств может достигнуть предела человеческих возможностей. Естественно, что наиболее подходящие условия для развития ребенка в этом возрасте предоставляет «подготовленная среда» Монтессори-класса.

Ребенок, занимающийся в Монтессори-среде 3-6:

  • Становится самостоятельным и независимым в уходе за собой, появляется самостоятельность в суждениях.
  • Способен контролировать себя и слышать свои потребности, желания и чувства, способен отстаивать свои интересы.
  • Развивает в себе такие качества, как: ответственность, терпимость, умение конструктивно решать конфликты, умение работать в паре, лидерский потенциал.
  • Стремится к знаниям, ему интересно узнавать новое, нарабатывать навыки и умения и учить этому других.
  • Учится читать, готовит руку к письму, знакомится с математикой, грамматикой, ботаникой, зоологией, анатомией, географией, астрономией, физикой, историей, обществоведением, тренирует органы чувств (зрение, осязание, вкус, обоняние, слух), развивает творческие способности в соответствии со своим темпом познания и интереса.  

Продолжительность занятий – 1.5 часа

Монтессори-среда от 3-х до 6 лет имеет четкую логику построения, содержит все необходимые материалы, отвечающие потребностям детей этого возраста, и состоит из следующих областей развития: 

Упражнения практической жизни

Упражнения практической жизни имеют особое значение для маленьких детей. В зоне УПЖ расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Условием подбора материалов является ясное понимание ребенком цели своей деятельности. Ребенок учится самостоятельно одеваться (используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки)); аккуратно пересыпать и переливать, мыть посуду, зеркала, стирать и гладить настоящим утюгом, делать салаты (чистить, резать, тереть овощи), колоть орехи, резать хлеб, даже чистить обувь.

Они учатся заботиться об окружающей среде, о помещении, в котором находятся (подметать, вытирать пыль, мыть стол, стирать, мыть посуду и т.д.).

Зона сенсорного развития

Значение сенсорного развития в этом возрасте огромно. В этой области малыш учится использовать свои чувства при изучении окружающего мира - с помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение (цветные таблички, материалы для различения размеров и формы и т.д.), осязание (доски для ощупывания, набор лоскутков тканей и др.), вкус (вкусовые баночки и др.), обоняние (коробочки с запахами и др.), слух (шумящие коробочки, звоночки, музыкальные инструменты и т.д.), а также, имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов,  развить мускульную память. 

 

Математические представления 

Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. 

Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок освоил порядковый счет в пределах 1000, познакомился с математическими символами (цифрами), научился сопоставлять количество и символы, получил представление о десятичной системе и разрядах, научился выполнять математические действия: сложение, вычитание, умножение, деление с четырехзначными числами, познакомился с квадратом числа, с дробями и действиями с ними. Но сколько из всего перечисленного освоит ребёнок, находясь в Монтессори среде, зависит от его индивидуального темпа познания. Монтессори педагог никогда не будет подгонять ребёнка, стремясь "дать" как можно раньше и как можно больше, главное - сохранить у малыша удовольствие от обучения! 

Зона развития языка

Малышу, как носителю языка, необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. В данной зоне идет работа по моторной подготовке к письму, работа на развитие фонетического слуха, обучение письму и чтению и т.д. Здесь ребенок получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами и освоить их написание.

Обучение написанию букв достаточно длительный процесс: обводя пальчиком шершавые буквы, сначала ребёнок пишет их на манной крупе, позже - на доске мелом, далее – простым карандашом и, наконец, ручкой. И это принципиально важный момент! Чтобы понять, почему именно так, достаточно вспомнить собственные ощущения в момент, когда написано уже столько текста в тетради и вдруг - помарка! которую уже невозможно устранить, так как след от шариковой ручки не поддаётся устранению – и вот такая длительная трудоёмкая работа испорчена всего лишь парой помарок! Так легко исправить ошибку, когда пишешь на манке - нужно лишь встряхнуть её; также легко стереть влажной тряпочкой мел или простой карандаш ластиком. 

   
Зона космоса

Космос с точки зрения Марии Монтессори – вся окружающая нас Вселенная. В этой зоне малыш может научиться отличать живую природу от неживой, насекомых от паукообразных, домашних животных от диких; узнает, что находится внутри человека и послушает в фонендоскоп своё сердечко, проведет самые настоящие опыты, чтобы понять, что камень или металл – тонет, а дерево – нет, но зато оно горит! Соберет из пазлов карту мира, попробует запустить вулкан или горную речку. И главное, что дает ребенку работа в этой зоне – понятие о том, что все в мире взаимосвязано и у каждого живого существа в мире есть своя роль. Много материалов может быть в зоне космоса –  она очень подвижна в комплектации. Количество и содержание материалов зоны космоса определяет педагог группы, основываясь на интересах детей, посещающих занятия.  

Ребенок, посещающий занятия в Монтессори-классе, социально адаптирован. Он независим от чужого мнения и инициативен, усидчив и трудолюбив, обладает чувством собственного достоинства. Ему не нужны указания извне, оценка или строгий контроль. У него сформирована самодисциплина и осознанное послушание. Он способен делать выбор и нести за него ответственность. У него присутствует устойчивый интерес к занятиям и хорошо сформированные навыки самостоятельной работы. Он хорошо концентрируется, занимаясь с материалами в классе, и стремится много узнать и много успеть. Он пытлив и любознателен: Монтессори-среда побуждала его задавать вопросы и самостоятельно находить ответы.